Предисловие редактора

Как всегда, в 2015 году научные сотрудники и вспомогательные службы нашего Института самоотверженно трудились и выполнили все государственные задания, инициативные гранты Российского фонда фундаментальных исследований, Российского научного фонда, гранты Президента Российской Федерации для ведущей научной школы и для молодых кандидатов наук, гранты фундаментальных исследований Президиума Российской академии наук и Отделений РАН, выполнили все обязательства по хозяйственным договорам. Как всегда, регулярно функционировали научные сессии Учёного совета Института, аспирантский научный семинар, и т.д. Развиваются научные связи и сотрудничество учёных Казанского физтеха с коллегами в России и в мире. В данном Ежегоднике КФТИ достаточно полно представлены полученные научные результаты, участие учёных Института в российских и международных конференциях, в том числе организованных КФТИ или с участием КФТИ, и т.д. Поэтому нет нужды здесь повторять конкретные примеры достижений и событий в жизни Института в 2015 году. Но одно событие я бы хотел отметить: произошла смена директора нашего Института. 9 июня 2015 года истёк срок моих полномочий. По единодушной рекомендации Учёного совета Института исполняющим обязанности директора был назначен ведущий научный сотрудник д.ф.-м.н. Алексей Алексеевич Калачёв. Через несколько месяцев произошла также смена заместителя директора по науке. Валерий Фёдорович Тарасов сложил свои полномочия, и новым заместителем был назначен д.ф.-м.н. Ринат Файзрахманович Мамин. Самым примечательным в этих серьёзных кадровых изменениях в Институте является то, что эти изменения происходили исключительно в деловой и доброжелательной обстановке. КФТИ имени Е. К. Завойского КазНЦ РАН в очередной раз проявил себя как зрелый коллектив с высокими стандартами ведения научных исследований, с ответственной социологией. Для меня всё это стало ещё одним поводом испытать чувство гордости за наш физтех.

Прошедший 2015 год я склонен считать за два года. Для Института и, конечно, для себя тоже. За два года потому, что пришлось работать в турбулентной обстановке, которая потребовала удвоенных усилий и эмоциональных затрат. Вся работа происходила в условиях постоянных дискуссий о структурной реорганизации Казанского научного центра РАН в ходе реформы Российской академии наук. С самого начала реформы наш Институт заявил о своей готовности стать Национальным исследовательским институтом. Руководство ФАНО призывало нас войти в состав института, который бы объединил все семь институтов Казанского научного центра. Но в то же время, с моей точки зрения, руководство ФАНО с пониманием относилось и к позиции КФТИ по этому научно-организационному вопросу. Так я оцениваю результаты дискуссий, которые состоялись в ходе посещения нашего Института первым заместителем руководителя ФАНО А. М. Медведевым (март) и руководителем ФАНО М. М. Котюковым (апрель). В итоге М. М. Котюков поручил всем институтам КазНЦ РАН в месячный срок подготовить свои предложения по реорганизации Казанского научного центра. М. М. Котюкову наш институт понравился, и в памятном альбоме для гостей он оставил такую запись: “В день первого знакомства с работой и коллективом КФТИ впечатлён идеями и научными направлениями”. В мае в Казань приехала комиссия Президиума РАН (председатель комиссии академик Г. А. Месяц). В итоге эта комиссия предложила из всех семи институтов КазНЦ РАН создать Федеральный научный центр. Федеральный научный центр – это в нашей стране высокий статус. До этого момента лично я не думал над таким вариантом, но к возможному высокому статусу для институтов отнёсся с уважением и стал думать, как можно было бы реализовать это. Дело в том, что форма организации сама по себе не решает всех проблем. С одной и той же формой в зависимости от содержания можно получить или хороший, или плохой результат. Поэтому надо было думать. Но нам не пришлось долго думать. Вскоре к нам приехал заместитель руководителя ФАНО Лопатин А.В. и внёс предложение создать в Казани три Федеральных научных центра: ИОФХ, КФТИ, остальные пять институтов. Нашему институту это предложение понравилось. Но мы также осознавали, что нам для создания физико-технического федерального научного центра хорошо бы усилить техническую составляющую. В итоге многочисленных встреч, обсуждений, решений Учёных советов нашего Института и Центра энергетических проблем, который в 90-е годы отделился от КФТИ и ныне имеет юридическое наименование Казанский научный центр, был разработан проект слияния этих двух научных организаций в один Федеральный научный центр. Совместными усилиями была разработана программа этой объединённой организации. В данном случае предлагается не только форма, но и содержание работы в рамках этой формы. Эту программу в конце 2015 года мы передали в ФАНО. Вот уже прошло четыре месяца 2016 года, пока решения нет.

Теоретически турбулентные обстоятельства могли бы разрушительным образом сказаться на творческой научной работе. Но этого не происходит. Ряд факторов позволяют сохранять высокую научную культуру и результативность в работе. У нас есть критическая масса сотрудников (молодых перспективных и не очень молодых умудрённых опытом), для которых научные исследования являются образом жизни и для которых “докапываться” до истины является таким же естественным состоянием, как дышать. КФТИ – это не просто сумма сотрудников. Это ансамбль. Укреплять и развивать этот ансамбль помогают традиции нашего Института. Одной из традиций является регулярное издание Ежегодника КФТИ. В подготовке к его изданию участвуют многие коллеги. Но как бывает в любом деле, некоторые вносят особенно много, прикладывают особенно много усилий. Этот выпуск Ежегодника подготовлен В. К. Воронковой, С. М. Ахминым, О. Б. Яндугановой, Л. В. Мосиной. Большое им всем спасибо.

К. М. Салихов